Россия начала продавать воздух в Китай

Интервью с Сергеем Кухтуековым, генеральным директором компании «Воздух Алтая», город Горно-Алтайск.

Вопрос: как вы начали продавать воздух?

Сергей Кухтуеков: Сама идея пришла к нам после того, как мы узнали, что канадская компания продала небольшую партию экспериментальную в Китай. Это была партия воздуха. Потом мы начали анализировать, потому что в каждой шутке есть доля шутки, остальное – правда. Мы начали анализировать, почему же люди придумали это и поняли, что во многих агломерациях китайских очень загрязнённый воздух. Превышение предельно допустимых концентраций больше в 2-3 раза, в пиковые сезоны зимой, когда используется отопление. И мы подумали, что, в принципе, 35 лет назад для нас было новостью, что вода продается, что мы живем в Горном Алтае, у нас в каждом ручье можно напиться воды чистейшей. Для нас это было новостью. Мы подумали, что, возможно, пришло время воздуха, и решили так же попробовать. И потом несколько факторов наложились, которые побудили нас заняться уже не как шутка этим проектом, а всерьёз.

Вопрос: Какова технология сбора воздуха?

Сергей Кухтуеков: Самое сложное в этом бизнесе было сохранить воздух в сжатом состоянии в замкнутом пространстве. Когда мы проводили эксперименты, мы закачивали, пробовали, создавали фокус-группы, мы чувствовали, что воздух портится. И очень долго работали над тем, как его сохранить. Мы консультировались с учёными, с химиками, с инженерами и, в конце концов, нашли технологию, которая позволила нам достоверно убедиться, что воздух хранится достаточно долго. После того, как мы научились это делать, мы дальше стали заниматься другими вещами, в том числе параллельно. Мы проводили фокус-группы в Китае, спрашивали, какие… какой продукт им интересен. И вышли на то, что такой баллон – самое подходящее для китайского потребителя. Мы разработали крышку самостоятельно, занимались и со скульпторами дизайном, потом с промышленным дизайном, потом нашли, кто это всё изготовит. Изготовили пробную партию, сопоставили с баллоном, отработали тонкости – у нас появилась крышка-маска, которой, в принципе, нигде в Мире нет. Она запатентована и она очень удобна для нашего потребителя. Открывается и закрывается фактически одной рукой в отличие от крышек наших конкурентов.

Вопрос: Это ваше ноу-хау, когда вы говорили по поводу процесса сжатия воздуха или вы использовали уже какой-то имеющийся опыт?

Сергей Кухтуеков: Фактически это ноу-хау, которое мы пытаемся сохранить в секрете, потому что защитить патентом это достаточно сложно. Это такая компиляция нескольких технологических особенностей частично с военной промышленности, частично гражданские инженеры нам помогали. В итоге мы добились того, что воздух на протяжении двух лет в баллоне не портится. Дальше у нас просто времени проверить не было. Но баллоны лежат, мы храним их в разных условиях в обычных. И поэтому у нас есть уверенность, что и три года с воздухом ничего не случится. Гарантию мы даём на один год.

Вопрос: Есть разница между воздухом Санкт-Петербурга и воздухом Горного Алтая?

Сергей Кухтуеков: По ощущениям есть. Но мы не анализировали. Мы все лабораторные исследования проводили в тех местах, где планировали закачивать воздух. Но по ощущениям есть разница. Кстати, в Петербурге достаточно чистый воздух. Я человек, привыкший жить в горах. Там очень чистый воздух. Я особого дискомфорта не замечаю в отличие от некоторых других городов.

Опубликовано: 24 июн. 2019 г.