Александр Пыжиков: РПЦ должна сама покаяться за 200 лет гонений на старообрядцев

В Русской Православной Церкви выступили против идеи перезахоронения тела вождя Владимира Ленина. Первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Александр Щипков назвал это предложение крайне несвоевременным. Однако при этом Щипков обозначил и примерные сроки, когда время вынести Ленина из Мавзолея всё же настанет.

Мы прекрасно понимаем, что его присутствие на Красной площади не имеет ничего общего с христианскими традициями. Но мы можем ставить вопрос о перезахоронении не ранее, чем прекратится кампания по декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве. И впоследствии, ставя этот вопрос, мы обязаны исходить исключительно из религиозных, а не политических соображений», – пишет Щипков в статье, опубликованной на сайте «Интерфакс-Религия».

Доктор исторических наук Александр Пыжиков прокомментировал публикацию зампреда отдела РПЦ. По его мнению, не следует забывать о репрессиях, которые коснулись Церкви в начале 20 века, однако у неё самой нет права осуждать какие-то события или деятелей 25-летнего исторического периода после 1917 года, ибо тогда ей могут припомнить и 200-летние гонения на старообрядцев.

– Церковь не должна выступать с политической инициативой. РПЦ никак не может вести политическую борьбу и тем более выдвигать политические предложения, просто по своей сути. Это он (Александр Щипков, — прим.) абсолютно верно сказал. Насколько же он глубоко понимает эту мысль, я точно не знаю. Его рассуждения о декоммунизации и десоветизации как раз выдают то, что это понимание весьма ограниченное. На чём обычно основывается подобная риторика? На событиях 20-30-х гг. 20 века, на послевоенном периоде, когда шли репрессии, и они в немалой степени коснулись РПЦ. Этот факт даёт Церкви возможность предстать в образе жертвы тех репрессий и судить обо всём с точки зрения пострадавшего.

Между тем, никто не отрицает факт репрессий в 20-30-е гг. В том числе не отрицает никто и того, что они серьёзно коснулись РПЦ. Это трагедия, разумеется, и по-другому воспринимать это никто даже не предлагает. Репрессии были – это правда. Но если речь идёт об исторической правде, то давайте не подавать её в усечённом виде. Правда такова, что помимо 25-летия после событий 1917 года, когда на РПЦ обрушились репрессии и другие самые разнообразные неприятности, существует же ещё 200 лет предыдущей истории, когда РПЦ выступала совсем в иной роли. Это была роль отнюдь не пострадавшего, а гонителя и вдохновителя репрессий против коренного населения Российской империи. Речь о тех, кто не принял церковную реформу конца 17 века. Эта Церковь, которая именует себя русской, на самом деле является детищем 17 века. Именно тогда при поддержке династии Романовых была захвачена старая русская Церковь.

Главной функцией этого захвата была организация тотальных гонений на коренное население страны, которое не принимало этих оккупировавших верхушку Церкви деятелей и ставило знак «равно» между ними, их идеологией и той реформой, которую они проводили в жизнь. Может быть, посмотрим на эти 200-летние гонения? Мы должны много чего вспомнить, я даже не предлагаю вспоминать конец 17 века с его законодательством, которое разрабатывалось Церковью и санкционировалось государством. Речь о сжигании срубов коренного населения. Я не говорю, об этом много было сказано. Но вот можно поговорить о Петре Первом, который несмотря на то, что он юридически легализовал тех, кто не принял реформу, но тем не менее сохранил крайне жесткую политику в отношении коренного населения. В те времена оборона границ России была нацелена не только вовне, но и вовнутрь, потому что население бежало от этого никонианского «счастья» во все стороны, а Пётр Первый был очень этим озабочен, потому что смотрел на коренных исключительно с прагматической точки зрения – как на податное население. Ему надо было налоги с населения собирать, а они разбегаются – надо их держать. Вот поэтому границы при Петре были обращены ещё и вовнутрь, против своего коренного населения. Вспомним карательные экспедиции «прекрасной» Анны Иоанновны. Бывало такое, что и по 50-60 тыс. человек насильно возвращали помещикам, которые, естественно, представляли тем или иным образом правящую Церковь. Вспомним замечательное «русское» возрождение Елизаветы Петровны, когда все инициативы Анны Иоанновны были подтверждены и усилены, и украинско-польская группировка, которая захватила Церковь, продолжала делать то же самое и так же относиться к коренному населению, как повелось с конца 17 века. Вспомним, сколько самосожжений тогда было – целая волна. Люди не хотели сдаваться в никонианские руки при Елизавете. Можно поговорить о Николае Первом, чьё правление воспроизвело в полном объёме конец 17 века, а главным вдохновителем этого была РПЦ и московский митрополит Филарет (Дроздов), достойный и святой человек, как говорят сегодня в РПЦ. Он как раз и был идеологом всех николаевских гонений.

Что нам с этим делать? Нам не вспоминать эти 200 лет? Говорить, что этого не было? Это же неприемлемая позиция? Но как же не было, если было, если это подтверждается историческими источниками? Если руководствоваться такой логикой, тогда можно говорить прямо, что и репрессий в 20 веке не было. Но ведь и они были.

Всё это было, и всё это наши общие трагедии. Трагедия – это и 20-30 гг. XX века, и последние 200 лет Романовской империи. Это всё нельзя выкидывать, замалчивать. Это нужно признавать. Говорить спокойно, что и то, и другое – наша трагедия, которая всегда жила в нашей истории. Более того, говорить, что после захвата Церкви украинско-польским элементом она, Церковь, стала, на самом деле, возмутителем спокойствия.

Таким образом, если мы посмотрим на XX век, как и на 200 лет Романовых, то можем сделать вывод, что Церковь не может быть исключительно пострадавшей стороной, не может быть только жертвой. Она не жертва, она участник этого трагического процесса. Причём полноценный участник. Признаем это и не будем говорить, кто первый начал. Если ещё раз посмотрим трагически, но правдиво на нашу историю, когда маятник качнулся в обратную сторону и репрессии обрушились уже на саму Церковь, то мы также увидим и сделаем вывод, что Церковь не только не может представать пострадавшей стороной, но и не может быть судьёй. Наверное, ей бы лучше тихо сидеть и ждать вердикта над собой, но это неконструктивно, поэтому лучше бы Церкви просто покаяться за те 200 с лишним лет позора, которым она себя покрыла.

Опубликовано: 17 мар. 2017 г.

Тем временем…

Руководитель России впервые за 350 лет встретился с предстоятелем старообрядцев. Решено отпраздновать 400-летие протопопа Аввакума

Президент РФ Владимир Путин 16 марта встретился с предстоятелем Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополитом московским и всея Руси Корнилием (Титовым), сообщили в пресс-службе Кремля.

«Обсуждались вопросы, связанные с жизнью старообрядческой церкви, её деятельностью и перспективами развития», – говорится в коротком сообщении Кремля.

Подробности встречи приведены на официальном сайте РПСЦ. Там отмечается, что в повестку вошли вопросы о грядущем праздновании 400-летия рождения священномученика протопопа Аввакума, реконструкции памятников архитектуры на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы, а также проблемы взаимодействия с русскоязычным населением за рубежом.

Предстоятель российского старообрядчества поблагодарил главу государства «за внимание к нуждам Церкви» и содействие в проведении международной конференции представителей мирового древлеправославия (старообрядчества, – прим.) в 2016 году.

предстоятель старообрядческой Церкви митрополит Корнилий|Фото: kremlin.ru

«Думаю, что наша сегодняшняя встреча имеет поистине историческое значение – глава государства впервые за последние 350 лет официально принимает предстоятеля Православной Старообрядческой Церкви», – передаёт слова митрополита Корнилия официальный сайт РПСЦ.

Владыка также подчеркнул, что в России мало знают о старообрядчестве и старообрядцах, во все времена являвшихся защитниками блага Отечества и примером христианской любви и мира.

«История нашего Отечества своими духовными корнями тесно связана со старообрядчеством. Наши благочестивые предки, несмотря на жестокие гонения, всегда были патриотами России», – сказал иерарх в приветственном слове президенту.

предстоятель старообрядческой Церкви митрополит Корнилий, Владимир Путин|Фото: kremlin.ru

Опубликовано: 17 мар. 2017 г.